Четырехсторонняя мобильная система пеленгации


Эта инновационная, но простая система антенн RDF была описана в статье Малкольма К. Маллетта, WA9BVS, в ноябре 1995 г. QST. Она основана на конструкции TDOA, показанной ранее в этой главе Дэвидом Т. Гейзером, WA2ANU, и конструкции Пола Борера, W9DUU.

Пеленгация часто включает в себя два различных вида деятельности: пешее пеленгование и пеленгирование с транспортного средства. Часто вам приходится отслеживать сигнал с помощью транспортного средства, а затем завершать поиск пешком. Независимо от того, идете ли вы пешком или находитесь в транспортном средстве, основной проблемой, с которой вы столкнетесь при попытке определить местоположение передатчика, является многолучевой прием.

Многолучевой прием подразумевает прием одного и того же сигнала более чем одним путем, один сигнал с истинного направления передатчика и другие по отраженным путям, которые могут приходить с совершенно разных направлений. Сигналы VHF и UHF отражаются практически от любого объекта и скрывают истинный источник сигнала. Например, если к северу от вас находится большое металлическое здание, сигнал с юга может прийти с севера, потому что сигнал отражается от здания и возвращается к вам.

Эффекты многолучевого приема можно преодолеть, сняв несколько показаний с разных позиций и придя к среднему направлению. Двигаясь с большой скоростью на транспортном средстве, можно снять несколько показаний с разных позиций и усреднить их, а также можно усреднить несколько показаний на определенном расстоянии с помощью электронных средств. Истинный пеленг на передатчик обычно можно найти любым из этих методов.

Оборудование для пеленгации для использования пешком проще, чем системы для использования на транспортном средстве. Пешком вы можете поворачиваться по желанию или легко вращать антенну. Поворот транспортного средства во время движения по улице может привести к аварии, если вы не будете осторожны!

Самая простая система пеленгации для использования во время пешего похода состоит из ручного приемника, оснащенного S-метром, и небольшой ручной Yagi с аттенюатором на линии между антенной и приемником. Аттенюатор не дает S-метру застрять. Направление, в котором указывает луч при получении самого сильного сигнала, является направлением передатчика. Конечно, вам нужно будет снять показания в нескольких местах, по крайней мере, на расстоянии длины волны друг от друга, чтобы получить средний курс, так как многолучевой прием все еще может вызывать ложные показания в некоторых местах.

Другой подход, который использовали многие радиолюбители, — это простой WA2ANU DDFF — теперь он широко известен просто как «жужжащий ящик». Доступны различные коммерческие версии ручной системы жужжащего ящика. Некоторые системы были модернизированы, чтобы указывать, поступает ли сигнал слева или справа от вашего положения. Однако главный недостаток жужжащего ящика заключается в том, что он не такой чувствительный, как простой диполь, и далеко не такой чувствительный, как луч.

Теоретически вы можете взять в машину buzzbox или Yagi/аттенюатор, периодически останавливаться, выходить и проверять направление на передатчик, затем снова залезать и уезжать. Хотя эта процедура работает, она не очень практична — требуется много времени, чтобы найти передатчик.

Эта конструкция предназначена для лево-право-передне-заднего блока (LRFB-блок), который указывает, находится ли принимаемый сигнал слева или справа и находится ли он спереди или сзади приемника. Дисплей местоположения состоит из четырех светодиодов, расположенных в виде ромба (см. фотографию на титульном листе).

Когда горит верхний светодиод, сигнал поступает спереди. Когда горят верхний и правый светодиоды, передатчик находится между передней и правой стороной. Когда горит только правый светодиод, сигнал идет прямо справа. Когда горят нижний и правый светодиоды, передатчик находится справа и сзади. Такая же картина происходит круглосуточно. Таким образом, четыре светодиода указывают восемь направлений.

Поскольку большинство автомагистралей и улиц имеют перекрестки, которые заставляют водителя выбирать движение прямо, направо или налево, индикация достаточно точна для практического поиска передатчика.

Если используется только дисплей с четырьмя светодиодами, все детали можно приобрести в местном магазине Radio Shack. Два измерителя с нулевым центром 50 мкА (50-0-50) — M1 и M2 — можно использовать в дополнение к светодиодам или вместо них, но RadioShack не продает такие измерители. На рис. 37 показана компоновка передней панели LRFB.

FOUR-WAY MOBILE
Рис. 37. Передняя панель четырехстороннего DFer. В крайней левой части передней панели
находится регулятор VOLUME. Сразу справа находится тумблер RCV/OFF/DF center-off, рядом
с переключателем управления демпфированием (DMP). Четыре светодиода, установленные в
ромбовидном узоре, указывают направление сигнала: вперед (желтый), вправо (зеленый), назад
(оранжевый) и влево (красный). Горизонтально установленный нуль-центральный измеритель
указывает прием сигнала слева/справа, вертикально установленный измеритель отображает
прием сигнала спереди/сзади. На верхней крышке установлен небольшой динамик.

Корпус LRFB использует четыре антенны с магнитным креплением 1/4λ, размещенные на крыше автомобиля, как показано на рис. 38. Штыри в магнитных креплениях можно заменить на штыри 1/4λ 440 МГц, а антенны разместить ближе друг к другу при переключении с работы на частоте 144 МГц на 440 МГц.

FOUR-WAY MOBILE
Рис 38 — Размещение четырех антенн на крыше автомобиля автора.
Небольшой объект слева от антенн — это распределительный блок.

Описание схемы

См. рис. 39 в следующем обсуждении (стр. 26 и 27). U2, таймер 555, генерирует строку прямоугольных импульсов на выводе 3. Частота импульсов определяется настройкой R4. Импульсы подаются на тактовый вход (вывод 14) U3, декадного счетчика 4017. При первом импульсе на U3, выводе 3, появляется положительное напряжение. При получении второго импульса от U2 вывод 3 U3 заземляется, а на выводе 2 появляется положительное напряжение. Эта последовательность продолжается при последовательных импульсах от U2, поскольку выводы 3, 2, 4, 7, 10, 1, 5, 6, 9 и 11 последовательно становятся положительными.
D1 через D5 и D6 через D10, ИЛИ импульсы. В результате TP3 становится положительным при первом импульсе от U2, в то время как TP2 находится на уровне 0 В. Следующий импульс U2 приводит к тому, что TP2 становится положительным, а TP3 — на уровне 0 В. Эта последовательность повторяется, пока счетчик делает контакт 3 снова положительным, и повторяет цикл.

FOUR-WAY MOBILE
FOUR-WAY MOBILE
Рис. 39 — Если не указано иное, номера деталей в скобках — RadioShack.
Все резисторы с фиксированным значением — 1/4 Вт, допуск 5%.
Эквивалентные детали можно заменить.

Переключение антенн

U2 и U3 создают чередующиеся импульсы на TP2 и TP3. Если бы мы хотели только попеременно включать и выключать две антенны, мы могли бы использовать импульсы на TP2 и TP3. Конструкция гарантирует, что импульсы на TP2 имеют ту же длину, что и импульсы на TP3. Однако для блока LRFB нам нужно много раз переключаться между левой и правой антеннами, а затем много раз переключаться между передней и задней антеннами.

Контакт 12 U3, CARRY OUT, излучает импульс каждый раз, когда U3 считает по своему циклу из 10 импульсов. Импульсы переноса от U3 поступают на U4, вывод 14, тактовый вход этого счетчика 4017. По мере того, как U4 циклирует, его выходные выводы пульсируют; эти импульсы, по сути, направляются D11 через D20.

В результате TP4 положителен в течение первых 50 импульсов от U2, а TP5 положителен в течение вторых 50 импульсов U2. Q1 через Q6 образуют счетверенный вентиль И. Они И импульсы на TP4 и TP5 с чередующимися импульсами на TP2 и TP3, так что результатом является импульс на базе Q9, за которым следует импульс на базе Q10, импульс на базе Q9 и так далее. Импульсы чередуются 25 раз между Q9 и Q10. Затем, когда TP4 достигает 0 В, TP5 повышается от 0 В до некоторого положительного напряжения, и чередующиеся импульсы появляются на базах Q7 и Q8. Импульсы поочередно поступают на базы Q7 и Q8 25 раз. Затем они поочередно поступают на базы Q9 и Q10 25 раз. Такая схема сохраняется до тех пор, пока устройство находится в режиме DF.

На рис. 40 два вывода кабеля с четырьмя проводниками и заземлением к плате антенного переключателя подключены к точкам A и B. Те же импульсы, которые включают и выключают Q7 и Q8, включают и выключают левую и правую антенны. Одна из этих двух антенн включается и выключается в фазе с Q7, а другая включается и выключается в фазе с Q8. Переключатель PHASE, S3, определяет, какая антенна находится в фазе с каким транзистором. Аналогично, две передние/задние антенны включаются и выключаются в фазе с Q9 и Q10, а S4 определяет, какая антенна находится в фазе с каким транзистором.

FOUR-WAY MOBILE
Рис. 40 (4) — Схема платы антенного переключателя.
Номера деталей в скобках — RadioShack. Все резисторы
с фиксированным значением — 1/4 Вт, допуск 5%.
Возможна замена эквивалентными деталями.

Импульсы, поступающие в точки A и B, включают и выключают диоды, соединяющие коаксиальный кабель левой и правой антенн с коаксиальным кабелем приемника. Это происходит 25 раз, тем самым переключая приемник между левой и правой антеннами 25 раз. Аналогичное переключение затем происходит между передней и задней антеннами от импульсов, приходящих в точки C и D.

FOUR-WAY MOBILE
Рис. 41 (5) — Схема цепи светодиодного драйвера.
Все резисторы с фиксированным значением — 1/4 Вт, допуск 5%.
Возможна замена эквивалентными деталями.

Схема детектора

Схема детектора (снова на рис. 39) начинается с рис. 40 — U5, операционный усилитель 741, который усиливает аудиовыход приемника. Аудио подается на R24 и R27, два потенциометра 4,7 кОм. Нулевой центр, 50 мкА-метр через R24 и R27 являются необязательными. Измерители, как и светодиоды, показывают передний/задний и левый/правый. Такие измерители могут быть дорогими, если вы не найдете лишних измерителей, и они на самом деле не нужны. Когда активны левая/правая антенны, один конец R24 заземляется Q7 и Q8 на каждом альтернативном импульсе.

Если Q7 проводит, Q8 не проводит. На каждом импульсе одна из левых/правых антенн включается, а один конец R24 заземляется. На следующем импульсе включается другая левая/правая антенна, а другой конец R24 заземляется.

Если есть разность фаз между сигналом, принимаемым левой антенной, и сигналом, принимаемым правой антенной, на R24 создается постоянное напряжение. Это напряжение заставляет счетверенный компаратор, U7 на рис. 41, включать светодиоды DS3 (красный) или DS4 (зеленый) L/R. Если установлен дополнительный левый/правый измеритель, он отклоняется, чтобы указать направление, как и светодиоды.

После 25 циклов левая и правая антенны выключаются, а передняя и задняя антенны циклически включаются и выключаются 25 раз с тем же процессом обнаружения, создавая напряжение на R27, если есть разность фаз между радиочастотами, принимаемыми передней и задней антеннами. Это напряжение на R27 заставляет счетверенный компаратор U6 включать DS1 или DS2. C9 и C10 для детектора F/B и C7 и C8 для детектора L/R демпфируют колебания напряжения, вызванные многолучевым приемом. Для управления демпфированием S2A и S2B включают или выключают конденсаторы емкостью 4700 мкФ в цепь.
Вы хотите получить наибольшее демпфирование, когда проезжаете через зону с большим многолучевым распространением (например, от зданий); большое демпфирование помогает в таких обстоятельствах.

Конструкция

Прототип был построен с использованием платы RadioShack pad-per-hole. Однако печатная плата значительно ускоряет сборку. Far Circuits предлагает проект печатной платы на своем веб-сайте: www.cl.ais.net/farcir). За исключением дополнительных измерителей и неполяризованных конденсаторов, большинство деталей можно приобрести в RadioShack.

Сначала соберите блок питания, чтобы можно было запитать блок от автомобиля или другого источника 12 В. Подайте 12 В на DFer и отрегулируйте R1, пока выход U1 не станет +9 В. (Можно использовать батарею 9 В и исключить секцию блока питания, но лучше взять с собой запасную батарею, когда вы собираетесь заниматься DFing.)

Установите U2 и связанные с ним детали. Включите питание и S1. На TP1 должна появиться строка импульсов. Если у вас есть частотомер, установите R4 на частоту импульсов 2200 Гц на TP1. Если у вас нет счетчика, подключите конденсатор 0,1 мкФ от TP1 к наушникам или небольшому динамику и установите R4 на тон около 2 кГц. Позже вы отрегулируете часы, чтобы блок работал с полосой пропускания вашего приемника.

Выключите S1 и удалите источник питания. Установите U3 и его диоды. Вывод 12 U3 пока не нужно подключать. Подайте питание и включите S1. В точках TP2 и TP3 вы должны обнаружить чередующиеся импульсы частотой 1100 Гц. Если у вас двухполосный осциллограф, вы можете увидеть, что импульсы чередуются. Если у вас однополосный осциллограф, подключите TP3 к TP2 и ко входу осциллографа, и осциллограф будет выглядеть как сплошная линия, поскольку в точках TP2 или TP3 постоянно присутствует импульс. Если у вас нет осциллографа, тон в динамике или наушниках от TP2 или TP3 будет звучать в два раза ниже (около 1 кГц), чем тон в точке TP1.

Выключите S1. Установите U4 и его диоды. Обратите внимание, что вывод 12 U3 подключен к выводу 14 U4. На TP4 и TP5 должны быть длинные импульсы — в пять раз длиннее, чем импульсы на TP1, и импульсы должны чередоваться между TP4 и TP5. Частота импульсов должна быть около 44 Гц.

Выключите питание и выключите S1. Установите оставшиеся компоненты схемы. При включении питания должно появиться 25 чередующихся импульсов на A и B, затем 25 чередующихся импульсов должно появиться на C и D. Используйте осциллограф, чтобы проверить это. Если вы не используете дополнительные панельные измерители, подключите вольтметр через R24 (БАЛАНС L/R), используя самый низкий диапазон постоянного напряжения. Обратите внимание, что ни один из концов R24 не заземлен. При отсутствии аудиовхода отрегулируйте R24 до тех пор, пока на нем не будет напряжения. Сделайте то же самое с R27 (БАЛАНС F/B). Если вы используете дополнительные измерители, отрегулируйте R24 и R27 так, чтобы ток не отображался ни на одном измерителе.

Отключите питание и соберите остальную часть схемы. При включенном питании, но без аудиовхода, отрегулируйте R31, 33, 42 и 44 так, чтобы четыре светодиода (DS1 - DS4) были выключены. Цель следующих регулировок - заставить красный и зеленый светодиоды включиться с одинаковой амплитудой напряжения, но противоположной полярностью, на R24. Переместите движок R24 так, чтобы на R24 появилось низкое положительное напряжение, как показывает вольтметр, подключенный к R24, или перемещение стрелки панельного измерителя. Отрегулируйте R44 (LED ADJ 1A) и R42 (LED ADJ 1B) так, чтобы зеленый светодиод (DS4) загорался, когда напряжение становится положительным на одном конце R24, но гас, когда R24 настраивается на 0 В на R24.

FOUR-WAY MOBILE
Рис. 42 (6) — Внутренний вид одного блока DF, встроенного в коробку 2x8x53/4 дюйма (HWD). Из-за ограничения по высоте два демпфирующих конденсатора емкостью 4700 мкФ (C8 и C10) установлены не на печатной плате, а около задней панели за меньшей из двух печатных плат. Один из демпфирующих конденсаторов емкостью 4700 мкФ — стандартный электролитический, другой — параллельная комбинация из пяти биполярных (неполяризованных) конденсаторов емкостью 1000 мкФ, 6,3 В, обернутых изоляционной лентой.

FOUR-WAY MOBILE
Рис. 43 (7). Задняя панель блока DF поддерживает два переключателя DPDT PHASE. Втулки в отверстиях панели обеспечивают прокладку антенны, кабеля питания постоянного тока и аудиокабеля без истирания. Кабель питания постоянного тока оснащен встроенным держателем предохранителя и штекером Jones. Шестиконтактный гнездовой разъем Molex (используется пять контактов) питает четыре антенны. Кабель аудиовхода заканчивается штекером диаметром 1/8 дюйма.

Затем отрегулируйте R24 для легкой индикации отрицательного напряжения и отрегулируйте R42 и R44 так, чтобы красный светодиод (DS3) загорался, но гас, когда напряжение на R24 составляет 0 В. Когда вы закончите, небольшая регулировка движка R24 в одну сторону должна зажечь красный светодиод. Оба светодиода должны быть выключены, когда на R24 нет напряжения; небольшое вращение движка R24 в противоположном направлении должно включить зеленый светодиод.

Подключите вольтметр к R27 или используйте панельный измеритель в качестве индикатора. При отсутствии аудиовхода отрегулируйте R27 так, чтобы на R27 не было напряжения. Отрегулируйте R31 (F/B LED ADJ 1A) и R33 (F/B LED 1B) так, чтобы светодиод F/B (DS1) горел, когда на R27 есть небольшое положительное напряжение, а другой светодиод F/B (DS2) горел, когда на R27 есть отрицательное напряжение.

Коммутационная плата

Соберите коммутационную плату для четырех антенн с магнитным креплением (см. рис. 40). В качестве платформы можно использовать половину платы RadioShack с двумя контактами на отверстие (RS 276-148).

Длина выводов имеет решающее значение только на этой плате и длине коаксиального кабеля от коммутационной платы до антенн, поэтому избегайте здесь конструкции с накруткой проводов.

Линии питания

Коаксиальные линии от коммутационной платы до каждой из четырех антенн должны быть одинаковой длины. Длина коаксиальных кабелей должна быть достаточно большой, чтобы можно было разместить каждую антенну немного меньше, чем на 1/4λ от ее аналога, на самой низкой рабочей частоте. (Существует местное мнение, что 271/2 дюйма — это наилучшая длина. Автор использовал эту длину, и она работает, но другие длины тоже могут подойти.) Попытка разместить коммутационную плату внутри транспортного средства и проложить к антеннам кабели одинаковой длины длиной 12 футов не удалась.

Оставьте коммутационную плату на крыше транспортного средства. Используйте один и тот же тип коаксиального кабеля для всех линий, то есть не смешивайте пенопластовый и полиэтиленовый диэлектрический коаксиальный кабель на линиях антенны. Если коэффициент укорочения линий не одинаков, сдвиг фаз в сигналах будет существовать, даже когда передатчик находится прямо по курсу, и это собьет вас с пути.

Припаяйте коаксиальный кабель от антенн непосредственно к плате — не используйте разъемы. От платы коммутатора до приемника используйте 50-омный коаксиальный кабель любого типа и длины. Оборудуйте приемный конец линии разъемом, который сопрягается с гнездом антенного входа вашего приемника. Сделайте экранированный кабель из нашего проводника от основного блока DFer до платы коммутатора достаточно длинным, чтобы дотянуться от рабочего положения блока LRFB до крыши автомобиля. Сконструируйте антенны так, чтобы штыри можно было легко менять для использования на любой интересующей вас частоте.

Механическая сборка

Установите готовые платы ПК в металлическую коробку по вашему выбору. Вы можете следовать методу построения, использованному в прототипе (см. рис. 42 и рис. 43), но убедитесь, что R4 можно легко отрегулировать с помощью инструмента настройки снаружи коробки. Достаточно просверлить отверстие в коробке в правой точке. Расположите светодиоды в виде ромба на передней панели, с левым светодиодом (красным) слева, правым светодиодом (зеленым) справа, а передними и задними светодиодами сверху и снизу.

Оберните плату переключателя лентой, чтобы сделать ее водонепроницаемой, или поместите ее в водонепроницаемую коробку. Расположите антенны с магнитным креплением на верхней части транспортного средства в форме ромба. Расстояние между каждой парой антенн должно быть менее 1/4λ на рабочей частоте. (Ограничивая расстояние между антеннами в паре — F/B или L/R — менее 1/4λ, автор последовал примеру W9DUU.)

Окончательные настройки

Лучше всего начинать с 2 метров. Установите 2-метровые штыри в основания антенн. Установите антенны на крыше вашего автомобиля. Определите левое и правое основания антенн как L и R, а также отметьте переднее и заднее основания антенн.
Хороший способ узнать, правильно ли установлены антенны, — это закоротить левую или правую антенну с помощью зажимного провода от штыря к металлическому основанию; измеритель L/R отклонится в одну сторону, и загорится левый или правый светодиод.

Если вы закоротите одну из передней и задней антенн с помощью зажимного провода, загорится передний или задний светодиод. Если вы закоротите одну из антенн L/R и это заставит измеритель пойти вправо, это не обязательно означает, что у вас переключатель PHASE в правильном положении. Это зависит от относительной фазы, определяемой количеством аудиокаскадов в вашем приемнике, каждый из которых может вносить сдвиг на 180°.

Подключите коаксиальный кабель от платы коммутатора к вашему FM-приемнику. Это должен быть FM-приемник; AM VHF или AM-авиационный приемник не подойдут. Подключите аудиовыход вашего 2-метрового приемника к аудиовходу LRFB box. Если вы используете трансивер, отключите его функцию передачи, удалив микрофон. Вы не хотите передавать в коммутационную плату!

Включите приемник и установите блок LRFB в режим приема, установив S1 в положение RCV. Установите R10 в центр. Будет включена только одна из антенн, а работа DF будет отключена. Отпустите шумоподавитель и обратите внимание, что вы слышите звук из динамика блока LRFB. Переключитесь на неиспользуемый симплексный канал. Попросите друга с HT встать примерно в 20 футах перед автомобилем.

Выключив приемник в автомобиле, поверните S1 в положение DF. Четыре светодиода должны быть выключены. Если светодиод горит, отрегулируйте R24 и R27 до нулевого напряжения. Если светодиод все еще горит, перенастройте R31 и R33 или R42 и R44, как объяснялось ранее. Когда все четыре светодиода выключены при подключенных антеннах, нет звука от приемника и нет входного сигнала RF, вы готовы.

Включите приемник и попросите друга передать на 2-метровой частоте (симплекс), на которую настроен ваш приемник. Когда он передает, один или несколько светодиодов должны загореться. Не обращайте внимания на светодиоды спереди/сзади, но проверьте, горит ли правый или левый светодиод. Если горит правый светодиод, а ваш друг стоит справа от центра передней части автомобиля, все в порядке. Пусть он пройдется вперед и назад перед автомобилем и заметьте, что когда он справа, загорается зеленый светодиод, а когда он слева, загорается красный светодиод. Если индикация обратная, то есть если блок LRFB указывает налево, когда ваш друг находится справа, поменяйте положение переключателя PHASE S3.

Когда индикаторы L/R работают правильно, пусть ваш друг пройдет вперед и назад между положением в 20 футах спереди и справа от автомобиля и положением в 20 футах сзади и справа от автомобиля. Правый светодиод должен оставаться включенным, но передний светодиод должен гореть, когда HT находится перед антеннами, а задний светодиод должен гореть, когда HT находится за антеннами. Если показания спереди/сзади поменялись местами, поменяйте положение переключателя PHASE S4.

Принимая сигнал от HT вашего друга, отрегулируйте R4 для максимального отклонения на любом из двух дополнительных измерителей или на вольтметре (установленном на самый низкий диапазон постоянного напряжения), подключенном через R24 или R27. Посмотрите на максимальное отклонение стрелки измерителя, когда измеритель качается в обоих направлениях, в то время как источник сигнала перемещается сзади вперед или слева направо (в зависимости, конечно, от того, на какой измеритель панели вы смотрите или через какой резистор — R24 или R27 — ваш вольтметр находится). Полоса пропускания аудиосигнала FM-приемников различается, и если вы переключитесь с ICOM IC 27 на ICOM IC-W2A, например, вам придется изменить основную тактовую частоту U2. Вы можете столкнуться с приемниками, которые не требуют повторной настройки R4, но такая регулировка должна быть ожидаемой. При смене приемников вам также может потребоваться изменить положение переключателей PHASE S3 и S4. Это также может потребоваться при переходе с UHF на VHF или с VHF на UHF на одном и том же приемнике, поскольку количество каскадов приемника (и, следовательно, фаза звука) может меняться от диапазона к диапазону.

Регулировка уровня звука

При выключенном затухании измерителя (S2) отрегулируйте R10 так, чтобы получить полное отклонение одного из двух измерителей (или вашего мультиметра) с источником сигнала под углом 45° от автомобиля (на полпути между передним и правым), и разумный уровень звука от динамика. Поверните регулятор громкости установки до упора, чтобы убедиться, что аудиосхема не перегружена. Если она перегружена, измерители не будут отклоняться.

От нуля до полной громкости измеритель должен отклоняться все больше и больше (если только сигнал не идет прямо вперед или точно слева или справа). Если вы используете H-T, максимальное отклонение измерителя должно произойти до того, как регулятор громкости достигнет 3/4 от максимума или до того, как регулятор громкости достигнет 1/2 от максимума, если вы используете мобильную установку. Если R10 правильно отрегулирован, поворот регулятора громкости на максимум не приведет к падению измерителя обратно к нулю. Если увеличение громкости приводит к тому, что измеритель отклоняется меньше, то настройка R10 слишком высока.

Теперь пусть ваш друг обойдёт вокруг автомобиля с передающим HT и заметит, что светодиоды указывают направление сигнала. На расстоянии 2 метров в чистом поле показания должны быть правильными в 80 или 90% случаев. Ошибочные показания, которые иногда возникают, вызваны многолучевым распространением, вызванным неправильной формой автомобиля.

Может потребоваться небольшая корректировка положений антенн L/R и F/B, чтобы нулевые точки попадали прямо перед автомобилем (ни левый, ни правый светодиод не горят) и в центр антенн (ни передний, ни задний светодиод не горят).

Попробуйте проделать ту же процедуру на частоте 440 МГц. Возможно, вам придётся переключить переключатели PHASE при переходе на другой диапазон, даже при использовании того же приёмника. Помните, что общая длина антенн 440 МГц должна быть 1/4λ или меньше, и антенны должны быть размещены на расстоянии менее 1/4λ друг от друга. Результаты на 440 МГц, вероятно, не будут такими же последовательными, как результаты на 2 метрах, так как, скорее всего, будет гораздо больше многолучевого распространения, вызванного неправильной формой транспортного средства.

Охота на лис

Прежде чем отправиться на поиски лисы, убедитесь, что блок LRFB работает правильно. Настройтесь на частоту лисы и поезжайте. Включение переключателя DAMPING стабилизирует показания во время движения. Следуйте указаниям, генерируемым при движении по дороге или улице. Если показания постоянны в течение 15 или 20 секунд, пока вы движетесь по дороге, это, вероятно, истинное направление на лису. Однако возможно отражение от горы на большом расстоянии по дороге. Когда вы слышите лису без антенны, пора выходить из машины, переключаться на ручную систему и охотиться на лису пешком.

Если вы переключаетесь на новый приемник, вам, возможно, придется перенастроить R4, CLOCK FREQ. Это потому, что оба приемника могут иметь разную полосу пропускания аудиосигнала. Автор WA9BVS забыл об этом, когда однажды гонялся за воздушным шаром, и результаты были смешными. При преследовании воздушных шаров с помощью любительских радиопередатчиков полученные вами показания, скорее всего, будут сбивающими с толку, когда воздушный шар находится под большим углом по отношению к плоскости крыши автомобиля. Используйте ручную Yagi, чтобы проверить местоположение воздушного шара. Даже с помощью простого жужжащего ящика вы должны быть в состоянии найти передатчик с ключом.

ARRL_Antenna_Book_21st_Edition. 14-31


Материал перевёл и подготовил - RA3TOX

[ На главную ] [ Пеленгация ]